MIND.IN.A.BOX

about
about
news
discography
lyrics
reviews
interviews
things
tourdates
photo
video
video
links
links

 

twitter rss
facebook myspace

Интервью для Zillo Magazine 03/2010.

Кто в нежном 11-летнем возрасте уже создавал музыку для компьютерных игр, тот, будучи взрослым, вряд ли сможет долго это утаивать. Долго подавляли в себе Штефан Пойсс и Маркус Хадвигер — основатели группы mind.in.a.box — свою любовь к Commodore64, но на четвертом альбоме "R.E.T.R.O" она теперь все-таки вышла у них наружу. Два австрийских поклонника флоппи-дисков дают интервью.

Zillo: Уже самим названием и обложкой вы указываете на содержание — R.E.T.R.O. Благодаря предыдущим трем альбомам mind.in.a.box знают как ориентированную в будущее, пророческую группу. Не опровергает ли R.E.T.R.O полностью этот образ?
Markus: R.E.T.R.O — это очень футуристическая интерпретация этих до некоторой степени старых, но как мы считаем, вечных мелодий. По нашему мнению, в этой вневременности содержится определенное видение будущего.
Stev: R.E.T.R.O, как мне кажется, действительно нельзя сравнивать с нашими предыдущими альбомами. Этот альбом посвящен определенной теме и определенному времени, и во многих отношениях останется для нас чем-то уникальным и очень особенным. Но я согласен с тобой в том, что R.E.T.R.O во многом отличается от предыдущих работ нашей группы mind.in.a.box. Именно это и доставляет мне массу удовольствия. Мы продолжим наши предыдущие альбомы и рассказанные в них истории в следующем альбоме, R.E.T.R.O в этом смысле вовсе не является финалом. Кстати о будущем: что хотелось бы пожелать на будущее - это чтобы музыканты снова вспомнили об умении, как это было раньше, больше заниматься самой композицией. Такого подхода мне сегодня во многом не хватает, и возможно, R.E.T.R.O может стать новым вдохновением для музыкантов современного мира. По крайней мере, меня бы это очень порадовало. Возможно, и лично для меня R.E.T.R.O был и является необходимой музыкальной эпохой, которая для меня очень важна. Настоящим вызовом было вслушаться во все эти мелодии из композиций оригиналов, детально реконструировать и попытаться упаковать все по-новому, чтобы это зазвучало идеально.
Markus: В сущности, для нас работа над этим альбомом была просто реальной потребностью отдать дань уважения старым музыкальным героям и презентовать людям несколько этих по-настоящему гениальных треков в новом, современном облачении.

Zillo: Раньше вы сами сочиняли музыку для C64. Почему именно сейчас пришло время снова об этом вспомнить?
Stev: Просто так уж сложилось, но часто определенная внутренняя пауза — это именно то, что требуется. Сейчас мы работаем еще над нашим следующим "обычным" альбомом, который продолжает рассказывать историю mind.in.a.box, и я хотел обязательно выпустить R.E.T.R.O. Это, по-видимому, уже давно назрело. Уже ввиду самого факта, что он полностью другой, и что никто не рассчитывал на нечто подобное.
Markus: Нашему продюсеру Штефану Хервигу также очень понравились треки, и их выпуску уже ничего не препятствовало. Треки "Last Ninja 3" и "Lightforce" Стеф давно уже выложил на очень известный в мире компьютерной музыки сайт http://remix.kwed.org, и резонанс был исключительно позитивный. Для нас это стало подтверждением, что мы можем сделать целый альбом, который мог бы понравиться и некоторым нашим фанам, и людям, которые о нас еще никогда не слышали. Сможем сделать даже несмотря на то, или именно благодаря тому, что это не тот альбом, который большинство от нас ожидает. Для нас важно не слишком себя связывать и не думать ограниченно, односторонне или заранее предопределенно и предсказуемо. Поэтому выпуск R.E.T.R.O очень хорошо этому соответствует.

Zillo: Как следствие R.E.T.R.O должен был бы полностью записываться на C64. Так ли это (и возможно ли вообще)?
Markus: Для нас это было бы вряд ли возможно. Разве что в одном из сообществ кластеров C64 :) Но для нас речь об этом не шла. Мы хотели не возвращаться в прошлое, а пережить его по-новому и перенести в настоящее и будущее. Также как мы представляли себе, что эти композиции должны звучать сегодня, как будто были созданы только что, а не тогда.
Stev: Я использовал только современное оборудование, вплоть до успевшего за это время устареть Sequenzer Logic Audio от Emagic в компьютере. Я хотел упаковать эти старые треки в свежую оболочку, поэтому старался, чтобы музыка того времени зазвучала настолько мощно, насколько возможно. Для меня было очень важно, чтобы в результате музыка звучала захватывающе и футуристично, с большим напором. Многие посмеиваются над такой музыкой тех времен, но эти композиции были в чем-то действительно гениальны. Например, чистая сила в "Last Ninja 3" или просто гениальная мелодия из "Shades". Сегодня уже вряд ли найдешь что-либо подобное в электронной музыке, и мне кажется, вряд ли кто-то еще ожидает таких мелодий. Было бы интересно, если бы мы могли выпустить R.E.T.R.O в виде аудиокассеты или пластинки.

Zillo: На музыкальной сцене почтение перед C64 уже многие годы находит успешное выражение у Welle: Erdball. В чем вы видите различия, в чем сходство? Или задам вопрос иначе: достаточно ли велико поле, чтобы его возделывали две группы?
Stev: На самом деле продолжает существовать многочисленное сообщество фанов C64, а также активно выпускаются различные ремиксы. Группа Machinae Supremacy, например, также очень известна, они ввели в обиход термин "SID-рок". "SID" или Sound Interface Device было обозначением звуковых чипов C64. Welle: Erdball на нашей сцене, конечно же, самые известные почитатели C64. Мне очень нравится музыка Welle: Erdball, потому что она сохраняет в какой-то мере дух того времени. Но в R.E.T.R.O, как мне кажется, все звучит намного футуристичнее, что однако вовсе не должно быть критерием оценки музыки. Лично для меня не важно, достаточно ли велик сегмент или нет. Для нас главным было, прежде всего, отдать дань уважения этим великолепным композициям прошлого, и я счастлив, что мы смогли выпустить этот альбом. Мне кажется, что, в конечном счете, это конечно же альбом mind.in.a.box, который, несмотря на все отличия от других наших альбомов, все же отображает наш стиль.

Zillo: Если учесть ваше общее увлечение Commodore, становится ясно, что вы должно быть уже достаточно долго друг с другом знакомы. Дружба двух компьютерных ботаников, которые, кроме того, еще увлекаются музыкой? Или как еще можно представить долгую историю дуэта Пойсс/Хадвигер?
Stev: Да, в чем-то твое описание верно, хотя я не назвал бы нас такими уж ботаниками. Мы уже несколько переросли это, но и само понятие мы в основном не считаем негативным. Но мы все же довольно хорошо разбираемся в компьютерах и проводим с ними много времени. Мы знаем друг друга уже 30 лет. Маркус всегда был компьютерным программистом, а я скорее музыкантом-программистом. Моим первым "синтезатором" как раз и был Commodore 64 и его чип SID. У этого компьютера было такое своеобразное звучание, что мы еще годы спустя так много им занимаемся, что выпустили на эту тему специальный альбом. Это по-своему впечатляет. Маркус еще и сегодня много занимается компьютерными играми. У него дома есть все возможные игровые консоли, некоторые даже в нескольких вариантах. Видели бы вы его комнату. Груды журналов и компьютерного барахла. Ничего подобного вы еще не видели. Но я ничего не имею против. :)
Markus: А у Стефа все выглядит точно так же, когда дело касается синтезаторов и прочего всевозможного аудио-оборудования.

Zillo: Приведу цитату из нашего интервью по поводу альбома "Crossroads": "Следующий альбом по эмоциональности должен быть однозначно агрессивнее, чем этот". Вышло не совсем так, или нет? :)
Stev: *смеется* Точно, тут ты конечно прав. Но я тогда имел в виду следующий "обычный" альбом mind.in.a.box. :) Первоначально планировалось выпустить R.E.T.R.O как сайд-проект, но в конце концов мы решили, что и этот альбом будет релизом mind.in.a.box. В момент интервью, которое ты имеешь в виду, у меня еще не было этой идеи. Но ты это хорошо подметил. С тобой надо быть начеку.

Zillo: Насколько концепция mind.in.a.box о заключении и несвободе мысли справедлива для R.E.T.R.O?
Stev: Ну, этого мрачного настроения, которое конечно же присутствовало в наших предыдущих альбомах, в R.E.T.R.O нет. За исключением одной или двух песен. И в R.E.T.R.O мы не касаемся наших обычных тем. Но для нас это еще и реализация того, что, по крайней мере, в музыке мы способны вырываться из привычного, чтобы делать то, что хотим. И в этом смысле здесь присутствует общий знаменатель с нашими предыдущими работами.
Markus: Конечно, она не соблюдается так, как в других наших альбомах, но мы и не пытались навязывать ее этому альбому. Но с таким же успехом можешь рассматривать его как почти шизофреническую смесь из преодоления прошлого и одновременного желания спасти его лучшую сторону для настоящего, а часть сделать нашим будущим. Что тоже в какой-то мере является освобождением.

Zillo: Похоже, вы не слишком доверяете собственным голосам?! В первых трех альбомах вокал был обработанным либо синтезированным на компьютере, а в R.E.T.R.O вы выступаете преимущественно инструментально либо поручаете эту работу женщине. При этом "Whatever Mattered" звучит действительно потрясающе...
Stev: Большое спасибо за "Whatever Mattered". Эта песня по нашим меркам очень сильно ориентирована на мой обычный, настоящий голос. Думаю, эта песня многим будет нравиться. Когда же голоса искажены, мнения расходятся. Одним это очень нравится, другие это ненавидят. Не думаю, что причина наших компьютерных или роботеризованных голосов — нехватка самоуверенности. По крайней мере, я вообще-то сам считаю, что могу немного петь. Но несмотря на это, мне очень нравится обрабатывать свой голос. Песня "8 Bits", в которой я использовал этот экстремально высокий диапазон, рассказывает в основном о персонаже из игры "Giana Sisters". Такой маленький игровой персонаж с желтыми волосами и в финале расплывчатый из-за ужасно малого количества экранных пикселей должен был звучать в такой манере экстремально. Такое не передашь естественным способом. А вместе с остроумным текстом Маркуса это очень хорошо сочетается с голосом, как мне кажется. Но конечно, для восприятия такого голоса нужно быть готовым к экспериментам.

Zillo: Поэтому возникает такой вопрос: песня "Whatever Mattered", подобно "Run For Your Life" из "Crossroads", как последний трек и благодаря своему формату имеет особое значение для альбома?
Markus: "Whatever Mattered" — это как музыкальный завершающий аккорд, который заставляет еще раз взглянуть на все, но в то же время представляет собой переход к типичной музыке mind.in.a.box.
Stev: Эту песню мы могли бы выпустить и на обычном альбоме mind.in.a.box, и мы добавим ее в наш "концертный" сетлист. С помощью кода из буклета R.E.T.R.O в этот раз можно посмотреть видео live-версии "Whatever Mattered", куда и остальные участники группы внесли свой вклад. Обратите внимание.

Zillo: При всей гениальности ваших первых трех альбомов: подозреваю, что вам было трудно найти другой лейбл такого ранга и масштаба, как Dependent. Это был просто удачный момент, когда "R.E.T.R.O" идеально совпал с возвращением Хервига, или альбом уже несколько месяцев лежал на полке? Либо вы вообще снова взялись за музыку, когда услышали, что Dependent возвращается?
Stev: Создавать музыку я никогда не прекращал. Некоторые песни из R.E.T.R.O были готовы уже достаточно давно. Тем временем подошел конец деятельности нашего лейбла Dependent, и мы были уже почти готовы поменять лейбл. Но Штефан снова открыл Dependent, и нам удалось "заразить" его R.E.T.R.O. Идея с этой черной кассетой на обложке мне показалась очень подходящей. В принципе, эта картинка точно отображает, как звучит альбом. Ретро-музыка, проигранная в разуме mind.in.a.box, и таким образом возвращенная к жизни в нашей собственной манере.

Zillo: Я на днях как раз избавился от видеомагнитофона, большинство уже так поступили с проигрывателями пластинок, а некоторые даже с DVD-плеерами. Вы сожалеете об этом официальном конце аналоговых проигрывающих устройств?
Markus: Да, в некоторой степени. Во всех аналоговых вещах есть что-то уникальное. DVD-плееру доверяешь меньше, или вовсе не доверяешь, в отличие от хорошего проигрывателя пластинок, к которому привык. Нам все-таки не хватает того особенного потрескивания. Не хватает, чтобы что-то изнашивалось — с цифровыми носителями такого не бывает. У звукового чипа Commodore 64 были аналоговые фильтры. Может, в этом был его секрет, в то время, когда уже начиналась цифровая эпоха.

© Marc Urban, Zillo 03/2010
© перевод: Natalia Nortje, mindinabox.ru 2010